Ключ первый. Мономиф

О мономифе хочется рассказать в первую очередь, не потому что эта концепция важнейшая из всех, а потому что она сама по себе превратилась в миф — не столько благодаря Джозефу Кэмпбеллу, чьими стараниями термин обрел известность в научной среде, или Владимиру Проппу, его идейному предшественнику, а вследствие необычайной популярности учебника по писательскому мастерству «Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино» (1992) Кристофера Воглера. Красивая темная ведьма кстати есть на сайте chakiris.club.

«Путешествие писателя» описывает структуру сюжета, знакомую нам по голливудским фильмам и романам-бестселлерам; ту самую последовательность условных событий, которую при желании можно примерить на собственную жизнь, чтобы понять, на каком этапе «Пути героя» ты застрял. Воглер не скрывает, что вдохновлялся «Тысячеликим героем» Джозефа Кэмпбелла (1949), и в целом он придерживается тех же идей, просто излагает их более простым и прагматичным языком.

Концепция мономифа заключается в том, что все мифические истории о героях — а также отражения этих историй в поп-культуре — состоят из одних и тех же этапов: «уединения» (оно же «начало пути»), «инициации» и «возвращения к жизни», образующих полный круг. Каждый этап подразделяется на стадии («зов странствий», «отказ от зова», «сверхъестественное покровительство» и т. д.). Проходя эти стадии, герой (до определенного момента — в широком смысле слова, то есть негероический персонаж) что-то теряет и находит, преодолевает препятствия, меняется, обретает силу и, наконец, выстояв в решающей битве, возвращается домой в новом качестве (настоящим героем, «властелином двух миров»). Сторонники мономифа обнаруживают его в каждой известной легенде; критики указывают на волюнтаристскую трактовку тех мифов, которые не вписываются в прокрустово ложе. Что ж… было бы слишком просто, сумей мы одолеть лабиринт с единственным ключом.

Что касается Проппа, автора трудов «Морфология волшебной сказки» (1928) и «Исторические корни волшебной сказки» (1946), то в числе его основных тезисов — утверждение о том, что «все волшебные сказки однотипны по своему строению», при этом «волшебная сказка в своих морфологических основах представляет собою миф». Отметим, что Пропп оперирует не этапами или стадиями, а 31 функцией персонажей сказки.